Раппорт и бессознательное доверие.

Раппорт и бессознательное доверие.

24 сентября, 2018 0 Автор Юрий Пузыревский

Раппорт и бессознательное доверие.

В этой статье решил поднять тему, благодаря которой любая коммуникация становится эффективной (вне зависимости от контекста, будь то терапевтическая сессия или простой разговор с приятелем). Это тема «создание и поддержание раппорта».

Для начала давайте разберемся, что же такое раппорт?

Раппорт – это процесс построения и удержания атмосферы взаимного доверия, сотрудничества и взаимопонимания, основанный на бессознательном доверии во время общения с партнером или группой людей.

Как создается раппорт?

Разберемся с базовой схемой эффективной коммуникации:

калибровка-подстройка-раппорт-ведение.

Давайте разбираться по порядку: Что такое калибровка?

Калибровка — это умение «читать» неосознаваемые невербальные реакции вашего собеседника в процессе общения. В НЛП калибровать = это значит настроиться и замечать тонкие физиологические реакции, которые являются внешним проявлением бессознательных процессов.

Простыми словами калибровка — это тонкое наблюдение за вашим собеседником.

Калибруя невербальную информацию на что обращать внимание:

Положение тела;

Жесты;

Выражение лица;

Движение глаз;

Цвет кожи;

Дыхание;

Громкость и тембр голоса;

Скорость, темп и ритм речи.

 

И здесь начинаются первые ошибки. Мне иногда кажется, что многие люди, пришедшие изучать НЛП – «ясновидящие», которые определяют по внешним невербальным признакам чуть ли не то, что думает собеседник (чтение мыслей). Да, такое бывает. Но часто участники тренинга говорят: руки скрещены — «значит закрытая поза». Это только один из вариантов, что это может означать. НЛП не изучает положение тела «Х» значит= «Y». В НЛП мы наблюдаем за изменениями невербальных признаков и контекстом этих изменений  для каждого человека в отдельности. И эти изменения являются ключом и доступом к собеседнику.

Например, скрещенные руки могут не обязательно означать замкнутость и закрытость, нежелание вести диалог. Скрещенные руки могут означать все что угодно: что в данный момент человеку холодно или ему просто так удобно держать руки. Но мы наблюдаем взаимосвязи. И если вдруг человек сменил положение рук, например, опустил вниз, нам важно заметить, что поспособствовало этому изменению. Например, контекст разговора, сменилась тема или человек о чем то задумался. Вот что мы калибруем. Калибруем изменения и причины этих изменений. Нам более важно замечать смену сигналов и соотносить это с другими сигналами.

Подстройка — подстройкой в НЛП мы называем совокупность действий по повторению или зеркальному отражению характерных особенностей нашего собеседника. То есть подстраиваясь мы повторяем или зеркально копируем нашего партнера. Часто мы это делаем неосознанно, без всякого НЛП. Например, с близкими людьми. Понаблюдайте).

Затем наступает раппорт.

Рапорт –это бессознательное доверие. Без подстройки его достичь нереально. Осознавали ли вы подстройку или не осознавали, это уже другой вопрос.

Итак, для достижения раппорта нам нужно откалибровать по невербальным сигналам собеседника, затем подстроиться (присоединиться), затем возникает доверие или раппорт (вы друг на друга настроены по вышеперечисленным признакам) и вы уже можете осуществлять ведение.

Ведение – это когда вы можете управлять ходом коммуникации посредством изменения своего поведения. Ведение — тонкий процесс и часто во время ведения раппорт может обрываться. Тогда следует пройти опять по кругу: то есть снова откалибровать собеседника, подстроиться к нему, достичь раппорта и начать вести заново.

Да, важно давать самому себе обратную связь постоянно, задаваясь вопросом:

А в раппорте ли я сейчас?

Что я могу сделать, чтобы усилить раппорт?

Почему мой собеседник изменил позу, скорость речи, дыхание, изменился цвет кожи?

Эти вопросы помогут вам подстраиваться более эффективно и тренировать свою сенсорную остроту. Калибруйте мельчайшие сигналы, подаваемые собеседником.

Как потренировать?

Я бы рекомендовал начать тренировку с наблюдения за общением между другими людьми. Вы, как сторонний наблюдатель, обращайте внимание на то, как образовывается раппорт и как он обрывается, как происходит ведение. Следующим шагом начните подстраиваться под ваших собеседников и калибруйте, благодаря каким вашим действиям раппорт (доверие ) усиливается и благодаря каким ослабевает или обрывается. Дайте себе обратную связь.

Есть еще подстройка по вербальной информации по словам предикатам, по ключевым словам и по ценностям, но об этом в следующей статье.